В любой национальной культуре большое место отведено вышивальному искусству, Япония в этом плане не является исключением. Японская вышивка развивалось наравне с другими видами народного творчества и, конечно, из обычного ремесла превратилась в национальную гордость и яркую отличительную особенность. Даже сейчас можно встретить элементы японской вышивки в дизайне интерьера и одежды, ведь восточное искусство в настоящее время очень популярно. Разбираемся, какие школы и направления существуют в японской вышивке, что важно знать о символике и мотивах узоров, и почему практичная вышивка бедняков стала украшением богатых домов?
Содержание
Есть несколько традиционных японских техник: сашико, когин, японская гладь. У каждого вида вышивки есть своя история, поэтому мы поговорим немного подробнее о каждой.
Сашико — синим по белому
Несколько веков назад вышивка сашико имела совершенно бытовое назначение: с помощью нее сшивались куски ткани, чтобы одежда была более прочной и теплой. В отличие от истории китайской вышивки — японская изначально была занятием для бедняков, а не придворной аристократии. Но прежде, чем углубляться в историю, стоит поговорить о том, что это за техника.
Сашико — это традиционная японская вышивка, которая выполняется швом «вперед иголка», чаще всего, белыми нитками на темно-синей ткани. В процессе вышивания создаются повторяющиеся (рифмованные) узоры, которые и являются основой данного стиля. С японского языка сашико переводится как «прокол», что хорошо отражает суть этого просто, но красивого способа вышивания.
Появилась эта техника в довольно трудное время для страны — эпоху правления клана Токугава, который установил военную диктатуру (17-19 век). Простое население жило очень бедно, от сезона к сезону крестьянам приходилось носить одну и ту же одежду: страна была закрыта от всего мира из-за протекционистской торгово-экономической политики, торговля тканями была затруднена. Ветхие вещи приходилось постоянно штопать: сшивать несколько кусков ткани, простегивать их для придания вещам прочности. Но творческий народ Японии превратил рутинную работу в настоящее искусство: японцы стали вышивать на одежде интересные витиеватые орнаменты, которые впоследствии привлекли внимание аристократии — так вышивка стала украшением не только для бедных, но и для богатых.
![](https://blog.mirkrestikom.ru/wp-content/uploads/2018/07/4b5a46f5d9e30c97861af654685k-dlya-doma-i-interera-loskutnaya-salfetka-s-vyshivkoj-sashiko.jpg)
Цвета
Почему именно синий и белый? Все довольно просто: крестьянам было запрещено носить яркую одежду, единственный краситель, который был им доступен, — растение «горец» или полигонум, который широко распространен в Японии. Из него получали оттенок индиго (темно-синий). На темной ткани хорошо были видны только белые нити, поэтому такое сочетание (белое на синем) стало традиционным для сашико.
![](https://blog.mirkrestikom.ru/wp-content/uploads/2018/07/Без-названия-2.jpg)
![](https://blog.mirkrestikom.ru/wp-content/uploads/2018/07/big.jpg)
![](https://blog.mirkrestikom.ru/wp-content/uploads/2018/07/606ede61af6cfc9a4f9a63f446b7db55.jpg)
Узоры
Орнамент в этой вышивке может быть разнообразным, не существует никаких принципиальных ограничений, однако есть несколько традиционных узоров, которые имеют свою символику и значение в японской культуре.
Игетацзяси или колодец
Не самый простой узор, стежки должны располагаться довольно близко друг к другу, создавая кольцевой узор, напоминающий колодец. Вышивать его нужно из центра, чтобы вписать узор в квадрат.
![](https://blog.mirkrestikom.ru/wp-content/uploads/2018/07/колодец.png)
Юхисикаха
Это узор в виде повторяющегося ромба. Наверное, простейший для вышивания. Хорошо подойдет для новичка в этой технике.
![](https://blog.mirkrestikom.ru/wp-content/uploads/2018/07/2.png)
Исидатами или мощеная улица
Узор, напоминающий кирпичную кладку или шахматную доску.
![](https://blog.mirkrestikom.ru/wp-content/uploads/2018/07/3.png)
Урокоцзяси или весы для рыбы
Усложненный узор, похожий на рыбью или змеиную чешую, обычно, вышивался на одежде рыбаков, считалось, что это приносит им удачу.
![](https://blog.mirkrestikom.ru/wp-content/uploads/2018/07/попка.png)
Сугицзяси
Узор, названный в честь кедра, из-за схожести с рельефом древесной коры. Кедр в японской культуре — это «чистое» дерево, приносящее удачу, кедровая кора использовалась для защиты от моли и постройки домов.
![](https://blog.mirkrestikom.ru/wp-content/uploads/2018/07/кее.png)
Мотивы
Кроме традиционных узоров, в вышивке сашико принято создавать определенный центровой рисунок с более конкретным изображением. Популярен цветочный мотив, часто изображаются бутоны и лепестки сакуры, сливы, клена, бамбука. Каждое растение символизирует определенное время года, поэтому на осенней или летней одежде вышивались разные растения. Символами долголетия, как и во многих восточных культурах, традиционно считаются журавль и черепаха, иногда на вышивке можно встретить журавля-оригами — это интересный пример соединения национального творчества. Для приумножения богатства на одежде вышивали узор в виде кошелька или веера, также символом сокровищ является ключ.
![](https://blog.mirkrestikom.ru/wp-content/uploads/2018/07/717c603ac38f573a9d95fce62e6660b1-1.jpg)
![](https://blog.mirkrestikom.ru/wp-content/uploads/2018/07/kikyo.jpg)
![](https://blog.mirkrestikom.ru/wp-content/uploads/2018/07/IMG_8319.jpg)
В современном мире
Сейчас сашико снова в моде! В интерьере и одежде можно заметить влияние японского стиля. Узоры выполненные в этой технике особенно хорошо смотрятся на текстиле: одеялах, подушках, полотенцах, иногда сашико соединяют с техникой пэчворк — это дает поразительные результаты.
О том, чем привлекательно сашико для вышивальщиц, и какие секреты существуют в этом искусстве мы поговорили с Ольгой Зиминой, мастером по вышивке сашико.
![](https://blog.mirkrestikom.ru/wp-content/uploads/2018/07/yIzJwtxYO7w.jpg)
Чем вас привлекает вышивка сашико?
Ольга: Своей простотой, утилитарностью и в то же время изящностью. Часто шью изделия в этой технике в качестве отдыха между работой с более трудоемкими и сложными вышивками.
Как вы стали ей увлекаться?
Ольга: Много лет назад увидела на полке Питерского Дома книги книгу Сьюзан Бриско «САШИКО. Японское искусство вышивки». Купила, попробовала и просто влюбилась в эту технику!
Где лучше всего смотрится вышивка в данной технике?
Ольга: Где угодно. Все ограничивается только фантазией вышивальщицы. Одежда, предметы интерьера, сумки и рюкзаки, аксессуары, украшения.
Какие материалы вы используете?
Ольга: Больше всего люблю натуральные ткани — хлопок (особенно японский фактурный или американский для квилтов) и лен. Но шью и на других тканях — шерсть, плащевка.
Соблюдаете ли вы традиционную сине-белую цветовую гамму в своих работах, или вам нравится создавать новые сочетания?
Ольга: Сине-белая гамма — это классика! Очень ее люблю, и всегда в моих закромах есть запас темно-синего плотного хлопка именно под сашико. Но и эксперименты с сочетанием цветов уважаю и часто применяю.
Есть ли у вас любимый узор?
Ольга: Пожалуй, узор Асаноха (лист конопли).
Эти и другие работы Ольги вы сможете увидеть здесь
Несколько правил перед тем, как вышивать в технике сашико
- Самая лучшая ткань для сашико — это хлопок
- Ткань перед вышивкой желательно постирать и погладить. Это нужно для того, чтобы готовая вышивка хорошо выглядела и не испортилась под воздействием воды или температуры
- Перед тем как наносить рисунок на ткань, лучше всего создать схему рисунка, где будет отмечено количество стежков и пропусков
- В вышивке сашико должны быть ровные одинаковые стежки, заметные узелки не допускаются, даже на оборотной стороне не должно быть никаких изъянов
Вышивка когин — украшение для рабочей куртки
История и внешний вид вышивки когин немного напоминает сашико (это тоже узор белыми нитками по синему фону), но все же эта техника имеет ряд значительных отличий. Когин выполняется согласно определенным принципам: швы наносятся горизонтально, а процесс идет строго по подсчету нитей.
Название «когин» происходит от японской рабочей куртки. Вышивка когин тоже применялась в чисто бытовых целях, она спасала ткань от изнашивания: работники рисовых плантаций постоянно носили тяжелые корзины на плечах, поэтому эти места обшивались плотной вышивкой. Иногда хорошо и качественно обработанные детали использовались несколько раз и прикреплялись к другой одежде. Исторически главным узором вышивки является ромб, на основе него строится весь рисунок.
![](https://blog.mirkrestikom.ru/wp-content/uploads/2018/07/3d1d99f1182049b6ff72f2191ca59b47.jpg)
![](https://blog.mirkrestikom.ru/wp-content/uploads/2018/07/ee220de726d444cf70388fe01371195c.jpg)
Направления
У вышивки когин есть несколько направлений, они связаны с расположением регионов, в которых развивалась техника.
Западное направление (город Хиросаки) — нишикогин
Отличительные особенности: плотный объемный узор на тонкой ткани. С передней стороны обыкновенно располагалось три горизонтальных полосы с узором, а на задней — две.
Восточное направление — хигашикогин
В этом направлении наоборот используется плотная, грубая ткань, нити следовательно, тоже были толще и прочнее. Узор в хикагашикогин не делился на полосы, а шел сплошным рисунком.
Северное направление (город Канаги) — мишимакогин
Это был довольно бедный район, которому постоянно приходилось бороться с природными условиями — времени на обильную вышивку не было. Узор располагался только на передней стороне рубахи, обычно делился на три полосы, которые были разделены пробелами в вышивке.
Основные элементы вышивки
Катуаразу — простой, полностью заполненный ромб
Ханако — узор в виде цветка
Мамеко или боб — узор катуаразу с пустым центром
Йонмай хиши — узор, который складывается из 4 мамеко
Мусубихана — сложение 4 узоров ханако
Уроко или рыбья чешуя — ромб, котором в центре располагается крест, незаполненный вышивкой
![](https://blog.mirkrestikom.ru/wp-content/uploads/2018/07/1601131313100abc093b62063df817daaa18f1db8bb376903x854346-1.jpg)
![](https://blog.mirkrestikom.ru/wp-content/uploads/2018/07/160113131316d63256838b5eba00a17943eec575a20976903x235044.jpg)
![](https://blog.mirkrestikom.ru/wp-content/uploads/2018/07/160113131320f396bd6888e40820069a43aaf7b8995c76903x443174.jpg)
![](https://blog.mirkrestikom.ru/wp-content/uploads/2018/07/1601131313232ce53394c643743f93093670a42d275676903x784338.jpg)
![](https://blog.mirkrestikom.ru/wp-content/uploads/2018/07/1601131313300360d508fc0f53d3c90e5b21fb30389f76903x969714.jpg)
![](https://blog.mirkrestikom.ru/wp-content/uploads/2018/07/1601131313365545b4ef2a2ca460ce2f24d407ba249476903x383214.jpg)
Японская гладь
Как и во многих восточных странах, в Японии очень популярна вышивка гладью, она практически ничем не отличается, например, от китайской вышивки «шелк по шелку». В японской вышивальной культуре существует два вида глади: трехстежковая и теневая
Трехстежковая гладь
В этой технике узор, нанесенный на ткань, предварительно обшивается по контуру. После этого заполняется швом из трех стежков, различающихся по длине: от самого длинного до самого короткого. Пробелы между стежками заполняются уже другим оттенком, близким к основному. Так рисунок слой за слоем обретает определенный объем и натуралистичность. Стоит отметить, что вышивка располагается под контурным швом, из-за чего край рисунка становится как бы выше на уровень.
![](https://blog.mirkrestikom.ru/wp-content/uploads/2018/07/yaponskoe_iskysstvo28.jpg)
Теневая гладь
Это более свободный вид глади, в котором контур рисунка не обшивается швом из-за чего немного теряются границы фрагментов вышивки и создается иллюзия плавного перехода.
![](https://blog.mirkrestikom.ru/wp-content/uploads/2018/07/46985778e4cb1ac17a0d91d628yj-paintings-panels-bird-shrike-artistic-embroidery-silk-embroid-1.jpg)
Японская вышивка очень разнообразна: есть простые и сложные техники на любой вкус, к тому же, сейчас очень популярна восточная тематика, появляются все новые наборы для вышивания с изображением сакуры, гейш, иероглифов и так далее. На подиумах ходят модели в традиционных кимоно, а дома украшаются японскими растениями. Если вам уже наскучили стандартные техники, осваивайте новые, возможно, именно сашико или когин станут вашим любимым увлечением.
наборы для вышивания в восточном стиле
Спасибо! Очень интересно и познавательно! Скольким методикам ещё учиться!!!!! Буду дерзать! Приятно не только вышивать , а и узнавать новое о техниках, методах, истории и применении такого вида рукоделия! Очень хорошая рубрика. Успехов вам во всём. Марина Рябова.