Японская вышивка: история, техника и мотивы

В любой национальной культуре большое место отведено вышивальному искусству, Япония в этом плане не является исключением. Японская вышивка развивалось наравне с другими видами народного творчества и, конечно, из обычного ремесла превратилась в национальную гордость и яркую отличительную особенность. Даже сейчас можно встретить элементы японской вышивки в дизайне интерьера и одежды, ведь восточное искусство в настоящее время очень популярно. Разбираемся, какие школы и направления существуют в японской вышивке, что важно знать о символике и мотивах узоров, и почему практичная вышивка бедняков стала украшением богатых домов?

Содержание

Есть несколько традиционных японских техник: сашико, когин, японская гладь. У каждого вида вышивки есть своя история, поэтому мы поговорим немного подробнее о каждой.

Сашико — синим по белому

Несколько веков назад вышивка сашико имела совершенно бытовое назначение: с помощью нее сшивались куски ткани, чтобы одежда была более прочной и теплой. В отличие от истории китайской вышивки — японская изначально была занятием для бедняков, а не придворной аристократии. Но прежде, чем углубляться в историю, стоит поговорить о том, что это за техника.

Сашико — это традиционная японская вышивка, которая выполняется швом «вперед иголка», чаще всего, белыми нитками на темно-синей ткани. В процессе вышивания создаются повторяющиеся (рифмованные) узоры, которые и являются основой данного стиля. С японского языка сашико переводится как «прокол», что хорошо отражает суть этого просто, но красивого способа вышивания.

Появилась эта техника в довольно трудное время для страны — эпоху правления клана Токугава, который установил военную диктатуру (17-19 век). Простое население жило очень бедно, от сезона к сезону крестьянам приходилось носить одну и ту же одежду: страна была закрыта от всего мира из-за протекционистской торгово-экономической политики, торговля тканями была затруднена. Ветхие вещи приходилось постоянно штопать: сшивать несколько кусков ткани, простегивать их для придания вещам прочности. Но творческий народ Японии превратил рутинную работу в настоящее искусство: японцы стали вышивать на одежде интересные витиеватые орнаменты, которые впоследствии привлекли внимание аристократии — так вышивка стала украшением не только для бедных, но и для богатых.

Вышивка сашико. Фото: livemaster.ru

Цвета

Почему именно синий и белый? Все довольно просто: крестьянам было запрещено носить яркую одежду, единственный краситель, который был им доступен, — растение «горец» или полигонум, который широко распространен в Японии. Из него получали оттенок индиго (темно-синий). На темной ткани хорошо были видны только белые нити, поэтому такое сочетание (белое на синем) стало традиционным для сашико.

Вышивка сашико. Фото: LiveInternet
Вышивка сашико. Фото: LiveInternet
Вышивка сашико. Фото: LiveInternet

Узоры

Орнамент в этой вышивке может быть разнообразным, не существует никаких принципиальных ограничений, однако есть несколько традиционных узоров, которые имеют свою символику и значение в японской культуре.

Игетацзяси или колодец

Не самый простой узор, стежки должны располагаться довольно близко друг к другу, создавая кольцевой узор, напоминающий колодец. Вышивать его нужно из центра, чтобы вписать узор в квадрат.

Орнамент колодец

Юхисикаха

Это узор в виде повторяющегося ромба. Наверное, простейший для вышивания. Хорошо подойдет для новичка в этой технике.

Орнамент Юхисикаха

Исидатами или мощеная улица

Узор, напоминающий кирпичную кладку или шахматную доску.

Орнамент мощеная улица

Урокоцзяси или весы для рыбы

Усложненный узор, похожий на рыбью или змеиную чешую, обычно, вышивался на одежде рыбаков, считалось, что это приносит им удачу.

Орнамент весы для рыбы

Сугицзяси

Узор, названный в честь кедра, из-за схожести с рельефом древесной коры. Кедр в японской культуре — это «чистое» дерево, приносящее удачу, кедровая кора использовалась для защиты от моли и постройки домов.

Орнамент кедр

Мотивы

Кроме традиционных узоров, в вышивке сашико принято создавать определенный центровой рисунок с более конкретным изображением. Популярен цветочный мотив, часто изображаются бутоны и лепестки сакуры, сливы, клена, бамбука. Каждое растение символизирует определенное время года, поэтому на осенней или летней одежде вышивались разные растения. Символами долголетия, как и во многих восточных культурах, традиционно считаются журавль и черепаха, иногда на вышивке можно встретить журавля-оригами — это интересный пример соединения национального творчества. Для приумножения богатства на одежде вышивали узор в виде кошелька или веера, также символом сокровищ является ключ.

Сашико черепаха. Фото:kennykreations.biz
Сашико цветок сливы. Фото:kennykreations.biz
Сашико журавль. Фото:kennykreations.biz

В современном мире

Сейчас сашико снова в моде! В интерьере и одежде можно заметить влияние японского стиля. Узоры выполненные в этой технике особенно хорошо смотрятся на текстиле: одеялах, подушках, полотенцах, иногда сашико соединяют с техникой пэчворк — это дает поразительные результаты.

О том, чем привлекательно сашико для вышивальщиц, и какие секреты существуют в этом искусстве мы поговорили с Ольгой Зиминой, мастером по вышивке сашико.

Чем вас привлекает вышивка сашико?

Ольга: Своей простотой, утилитарностью и в то же время изящностью. Часто шью изделия в этой технике в качестве отдыха между работой с более трудоемкими и сложными вышивками.

Как вы стали ей увлекаться?

Ольга: Много лет назад увидела на полке Питерского Дома книги книгу Сьюзан Бриско «САШИКО. Японское искусство вышивки». Купила, попробовала и просто влюбилась в эту технику!

Где лучше всего смотрится вышивка в данной технике?

Ольга: Где угодно. Все ограничивается только фантазией вышивальщицы. Одежда, предметы интерьера, сумки и рюкзаки, аксессуары, украшения.

Какие материалы вы используете?

Ольга: Больше всего люблю натуральные ткани — хлопок (особенно японский фактурный или американский для квилтов) и лен. Но шью и на других тканях — шерсть, плащевка.

Соблюдаете ли вы традиционную сине-белую цветовую гамму в своих работах, или вам нравится создавать новые сочетания?

Ольга: Сине-белая гамма — это классика! Очень ее люблю, и всегда в моих закромах есть запас темно-синего плотного хлопка именно под сашико. Но и эксперименты с сочетанием цветов уважаю и часто применяю.

Есть ли у вас любимый узор?

Ольга: Пожалуй, узор Асаноха (лист конопли).

 

Эти и другие работы Ольги вы сможете увидеть здесь 

Несколько правил перед тем, как вышивать в технике сашико

  • Самая лучшая ткань для сашико — это хлопок
  • Ткань перед вышивкой желательно постирать и погладить. Это нужно для того, чтобы готовая вышивка хорошо выглядела и не испортилась под воздействием воды или температуры
  • Перед тем как наносить рисунок на ткань, лучше всего создать схему рисунка, где будет отмечено количество стежков и пропусков
  • В вышивке сашико должны быть ровные одинаковые стежки, заметные узелки не допускаются, даже на оборотной стороне не должно быть никаких изъянов

Вышивка когин — украшение для рабочей куртки

История и внешний вид вышивки когин  немного напоминает сашико (это тоже узор белыми нитками по синему фону), но все же эта техника имеет ряд значительных отличий. Когин выполняется согласно определенным принципам: швы наносятся горизонтально, а процесс идет строго по подсчету нитей.

Название «когин» происходит от японской рабочей куртки. Вышивка когин тоже применялась в чисто бытовых целях, она спасала ткань от изнашивания: работники рисовых плантаций постоянно носили тяжелые корзины на плечах, поэтому эти места обшивались плотной вышивкой. Иногда хорошо и качественно обработанные детали использовались несколько раз и прикреплялись к другой одежде. Исторически главным узором вышивки является ромб, на основе него строится весь рисунок.

Вышивка когин. Фото: pinterest.com
Вышивка когин. Фото: pinterest.com

Направления

У вышивки когин есть несколько направлений, они связаны с расположением регионов, в которых развивалась техника.


Западное направление (город Хиросаки) — нишикогин

Отличительные особенности: плотный объемный узор на тонкой ткани. С передней стороны обыкновенно располагалось три горизонтальных полосы с узором, а на задней — две.

Восточное направление — хигашикогин

В этом направлении наоборот используется плотная, грубая ткань, нити следовательно, тоже были толще и прочнее. Узор в хикагашикогин не делился на полосы, а шел сплошным рисунком.

Северное направление (город Канаги) — мишимакогин

Это был довольно бедный район, которому постоянно приходилось бороться с природными условиями — времени на обильную вышивку не было. Узор располагался только на передней стороне рубахи, обычно делился на три полосы, которые были разделены пробелами в вышивке.

Основные элементы вышивки

Катуаразу — простой, полностью заполненный ромб

Ханако — узор в виде цветка

Мамеко или боб — узор катуаразу с пустым центром

Йонмай хиши — узор, который складывается из 4 мамеко

Мусубихана — сложение 4 узоров ханако

Уроко или рыбья чешуя — ромб, котором в центре располагается крест, незаполненный вышивкой

Катуразу. Фото: pinterest.com
Ханако. Фото: pinterest.com
Мамеко. Фото: pinterest.com
Йонмай хиши. Фото: pinterest.com
Мусубихана. Фото: pinterest.com
Уроко. Фото: pinterest.com

Японская гладь

Как и во многих восточных странах, в Японии очень популярна вышивка гладью, она практически ничем не отличается, например, от китайской вышивки «шелк по шелку». В японской вышивальной культуре существует два вида глади: трехстежковая и теневая

Трехстежковая гладь

В этой технике узор, нанесенный на ткань, предварительно обшивается по контуру. После этого заполняется швом из трех стежков, различающихся по длине: от самого длинного до самого короткого. Пробелы между стежками заполняются уже другим оттенком, близким к основному. Так рисунок слой за слоем обретает определенный объем и натуралистичность. Стоит отметить, что вышивка располагается под контурным швом, из-за чего край рисунка становится как бы выше на уровень.

Трехстежковая гладь. Фото: vnitkah.ru

Теневая гладь

Это более свободный вид глади, в котором контур рисунка не обшивается швом из-за чего немного теряются границы фрагментов вышивки и создается иллюзия плавного перехода.

Теневая гладь. Фото: livemaster.com

Японская вышивка очень разнообразна: есть простые и сложные техники на любой вкус, к тому же, сейчас очень популярна восточная тематика, появляются все новые наборы для вышивания с изображением сакуры, гейш, иероглифов и так далее. На подиумах ходят модели в традиционных кимоно, а дома украшаются японскими растениями. Если вам уже наскучили стандартные техники, осваивайте новые, возможно, именно сашико или когин станут вашим любимым увлечением.

наборы для вышивания в восточном стиле
1 354
Понравилась статья? Жми на 29 Загрузка...

Одна мысль о “Японская вышивка: история, техника и мотивы

  1. Марина Рябова

    Спасибо! Очень интересно и познавательно! Скольким методикам ещё учиться!!!!! Буду дерзать! Приятно не только вышивать , а и узнавать новое о техниках, методах, истории и применении такого вида рукоделия! Очень хорошая рубрика. Успехов вам во всём. Марина Рябова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *