Мы много знаем о знаменитых художниках, чуть меньше о художницах и почти ничего об известных вышивальщицах и вышивальщиках… Хотя, на самом деле, среди людей, которые увлекаются этим рукоделием, много интересных личностей: художников, дизайнеров, модельеров. Разберемся, кто успел пройтись по истории своими стежками, и чьи работы давно стоят в мировых музеях.

Мишель Каррагер и вышивка для белых ходоков
Работа в таком проекте, как «Игра престолов» сделала знаменитыми не только актёров, но и закулисных работников. Художница по костюмам Мишель Каррагер, которая работала над платьями основных женских персонажей: Серсеи Ланнистер, Дейенерис Таргариен, Сансы Старк и других героев сериала, прославилась за счет своего таланта декорирования и вышивки. Кроме этого, Мишель работала над созданием костюмов к телесериалу о Елизавете I, за это вышивальщица получила премию «Эмми» в номинации «лучший дизайн костюмов».
Перед тем как приступить к работе над вышивкой, Мишель старательно прорабатывает имеющуюся информацию, которые могут ее вдохновить: характер героя, его место, статус в истории сериала или фильма. На создание вышивки влияет даже настроение персонажа в определенный момент сюжета.
Частым мотивом для вышивки в сериале является геральдическая тематика. Изображение львов у Ланнистеров, рыб у Талли, Волков у Старков, Драконов у Таргариенов играет определяющую роль в создании образа героев.
Секрет вдохновения Мишель Каррагер — это природа, архитектура и история, все эти составляющие тесно переплетаются между собой и находят свое выражение в совершенно несовместимых материалах: металл соединяется с шелком, грубая кожа с изысканными стразами или пайетками.
Также вышивальщица хорошо работает с объемной вышивкой, удивительные по проработанности стрекозы, бабочки, скорпионы встречаются на одежде южан из Миэрина.



Работа Мишель Каррагер никогда не ограничивалась созданием вышивки на женских платьях, перед ней иногда стоят очень интересные задачи: декорирование доспехов белых ходоков (что-то вроде зомби во вселенной «Игры Престолов»), костюмов обыкновенных крестьян, которые нужно специально состаривать, обрабатывать разными веществами, драпировать…
Сейчас близится новый сезон «Игры Престолов», последний. Надеемся, что костюмы, украшенные в фирменном стиле Мишель Каррагер, будут также великолепны.
«Китмир» или царская вышивка
Сюжетом фильма или романа легко могла бы стать жизнь принцессы, племянницы Николая II, Марии Павловны. С самого детства судьба сулила Марии только счастливые жизненные повороты: замужество с Шведским принцем, роскошная жизнь вдали от революции, которая медленно подбиралась к русскому царскому дому.
Уже с 17 лет, она была украшением шведского двора в собственном замке с неограниченными привилегиями: ее беззаветно любил и шведский король, и придворная знать. Но, несмотря на все это, неуемный нрав девушки не позволял ей праздно проводить время, и Мария Павловна поступила в стокгольмскую школу прикладного искусства, где стала осваивать основы мастерства вышивки в различных техниках, впоследствии это решение спасло жизнь августейшей особы.

Со временем безоблачная пора для Марии Павловны окончилась: брак с шведским принцем был расторгнут, принцесса влюбилась в другого человека, а в России началась октябрьская революция, которая унесла жизнь многих ее близких родственников. Марии пришлось переехать вместе со всеми эмигрантами в Париж, который стал столицей русских беженцев.
Денег и постоянного места жительства не было, продавать фамильные драгоценности уже было невозможно, оставалось одно — шить. Сначала Мария Павловна просто перешивала старые платья своих же соотечественниц за гроши, потом купила на накопленные деньги швейную машинку и поступила на специальные курсы. Это было трагическое время для бывшей принцессы: муж и брат не работали и продолжали жить согласно старым привычкам, а Мария, тем временем, без сил засыпала за работой у швейной машинки.
Однако удача улыбнулась девушке, когда у ее, к тому времени, маленькой мастерской «Китмир» появился небольшой заказ от законодательницы мировой моды Коко Шанель. Постепенно Шанель высоко оценила талант русской княгини и стала тесно сотрудничать с домом вышивки «Китмир». Все больше коллекций от Шанель выходили с русскими мотивами: яркой вышивкой с фольклорными орнаментами, сюжетами. Штат сотрудников дома вышивки «Китмир» расширялся, Мария Романова наконец смогла выдохнуть и выйти в свободное плавание.
Так, с помощью своего ремесла Мария Павловна смогла с достоинством перенести все тяготы жизни в изгнании, и несмотря на все невзгоды, остаться настоящей принцессой.
Галерея вождей мирового пролетариата и Мордовская вышивка
Еще одной вышивальщицей, на пути которой встречались сложные препятствия, была советская рукодельница Анастасия Моисеевна Маслова. Жить и работать в такое время, как эта мастерица, было совсем непросто: Первая мировая война, Октябрьская революция, сталинские репрессии, Вторая мировая война… Все эти даты Ася Маслова, как потом ее стали называть, пережила с иголкой в руках.
В годы Второй мировой Ася работала в медицинском корпусе, времени на работу, казалось бы, вообще не должно быть, однако солдаты узнавшие о таланте медсестры, просили сделать ее небольшие подарки: вышитые платки, полотенца и другие памятные вещицы. Рукодельница никогда не отказывала и рада была облегчить участь бедных раненых.
Не имевшая мордовских корней, Ася стала символом возрождения народной вышивки, научила ее этому искусству бывшая заключенная концентрационного лагеря Зоя Иосифовна, которая являлась экспертом в изучении мордовской вышивальной культуры. Впоследствии влияние фольклора Мокши и Эрзи сильно отразилось на стиле мастерицы.



После многочисленных промышленных и ремесленных выставок, в которых участвовала Анастасия Моисеевна, на ее талант обратила внимание советская власть. Первый крупный заказ был приурочен к юбилею смерти Сталина. Эта действительно трудная и ответственная задача легла на хрупкие плечи знаменитой вышивальщицы: Анастасии Моисеевной был выдан специальный пропуск в мавзолей, где она могла часами рассматривать лицо Иосифа Виссарионовича. Этот портрет сделал Асю знаменитой на весь Советский Союз: многие не верили, что это вышивка гладью, а не картина, нарисованная акварелью.
Потом к Асе Масловой еще часто обращались с правительственными заказами, по заявлению вышивальщицы, самой любимой работой для нее навсегда останется покрывало, вышитое в подарок для Брежнева. Ей предлагали создать портрет вождя, однако Анастасия решила пойти по своему пути и вновь углубилась в любимые мордовские мотивы. По воспоминаниям людей, которые присутствовали при вручении подарка, полотно перекрыло по красоте все другие «дары», предназначенные Брежневу.
«Златошвей» и вышивка от кутюр
Невозможно говорить об истории вышивки без упоминания такого именитого мастера, как Франсуа Лесаж. С ним работали практически все самые известные модельеры: Карл Лагерфельд, Роберто Кавалли, Кристиан Диор и другие. Также он сотрудничал с модными домами: Chanel, Dior, Valentino.
История модного дома «Лесаж» насчитывает несколько веков, уже в 19 столетии придворные дамы Франции были одеты в наряды, которые декорировал вышивкой модный дом «Maison Michonet» (он является «дедушкой» модного дома «Лесаж»).
Как и многие великие люди, «златошвей» Франсуа совсем не хотел продолжать фамильное дело, напротив, он мечтал стать пилотом. Но по настоянию отца, Лесаж решил оставить эти фантазии и отправился в Голливуд, где стал создавать наряды для мировых звезд кино. Когда отец знаменитого вышивальщика умер, Франсуа пришлось возвращаться на родину и продолжать семейное дело.
Как раз в эту, послевоенную эпоху резко возросла потребность в роскоши: люди, которые насмотрелись на ужасы войны, хотели быстрее расстаться с этими страшными воспоминаниями и окунуться в мир Голливуда, пайеток и блесток.
Женщины переодевались несколько раз на дню, вся одежда, особенно, вечерние туалеты были украшены вышивкой — это было время расцвета дома «Лесаж».
К концу 20 века накопленный опыт и богатые клиенты позволили Франсуа открыть собственную школу вышивания, где секреты техник передаются в руки самым талантливым, умелым и терпеливым. Также у Лесажа есть своя галерея работ и образцов бусин, бисера, кристаллов, пайеток, которые хранятся еще с конца 19 века! Это удивительная коллекция, целое сокровище в мире высокой моды.
Лесажа всегда ценили за его творческий подход к делу, он умел воплощать любые идеи в жизнь: создавать иллюзию песка, картонных цветов, морской волны и многое другое. Он оставил действительно большой след в истории моды и сделал вышивку необходимым элементом для многих модных домов!
Вышивка и сегодня продолжает оставаться искусством, она находит свое применение в совершенно разнообразных направлениях, многие все больше обращают внимание на это ремесло как на возможность выражать себя, свои мысли и мечты. Если и вас вдохновили эти великие личности, скорее приступайте к работе и с каждым стежком приближайте себя к истории.
Перейти в каталог наборов для вышивания
Новые статьи
Акварельные розы, весенние букеты, уголок Франции — новинки Luca-S
Автор: Евгения Миронова
7 идей, как еще можно использовать джут
Автор: Евгения Миронова
Красная Шапочка, Золотая рыбка, парусники… Новинки РТО!
Автор: Евгения Миронова
10 лучших сюжетов вышивки с лошадьми
Автор: Евгения Миронова
Пасхальное яйцо в технике “кинусайга”: мастер-класс по изготовлению
Автор: Евгения Миронова
10 самых кофейных сюжетов вышивки
Автор: Евгения Миронова