Немецкая вышивка: история, техники, мотивы - Блог интернет-магазина "Мир Вышивки"

Немецкая вышивка: история, техники, мотивы

Мы продолжаем цикл статей, посвященный искусству вышивания в разных странах. Сегодня вы узнаете о том, как развивался этот вид рукоделия в Германии, с чем были связаны его взлеты и падения и удалось ли немецким мастерам привнести в вышивку (в глобальном понимании этого слова) что-то свое. Итак, начнем!

Немецкая вышивка шерстью. Фото: gallery.ru

Как возникали орнаменты

Самые ранние орнаменты немецкой вышивки относят к украшению подола и края одежды. В старину домотканые полотна были узкими и при их соединении и отделке края простые швы стали заменять особыми, выполненными цветными нитками — так изделия становились наряднее и выглядели богаче. Вместе с тем, издавна развивалась и другая вышивка, не связанная с соединительными швами, ее образцы напоминали, своего рода, живопись иглой.        

Со временем вышивальное искусство совершенствовалось, ориентируясь на разные слои общества; вышивка разделялась на разные техники и течения. Среди благородных средневековых дам получала распространение придворная вышивка, другие важные направления развивались при монастырях и затем в эпоху расцвета городов, когда возникла гильдия профессиональных вышивальщиков, в которую входили исключительно мужчины. Первоначально орнаменты для этих вышивальщиков рисовались в мастерских. Напечатанные образцы появились в конце XV века.

Для придворной и церковной вышивок эскизы изготовлялись именитыми мастерами, их работы можно было причислить к настоящим произведениям искусства. Совсем иной подход был к домашней вышивке, для которой были характерны простые орнаменты и геометрические изображения в соответствии с народными традициями. Полюбившиеся узоры объединяли на одном полотнище, чтобы они всегда были под рукой. Так возникли красивые старинные сэмплеры, самые древние из которых относятся к XVI веку.   

Старинные узоры городского, а позже и крестьянского рукоделия передавались на таких полотнах от поколения к поколению. Однако помимо отшитых образцов существовали и рисованные — на них изображались наиболее большие и сложные узоры. К сожалению, их интенсивное использование приводило к тому, что они довольно быстро приходили в негодность. Как правило, на бумагу наносились счетные орнаменты, наиболее распространенным был счетный крест.

Первые книги образцов

Первый отпечатанный, созданный специально для копирования сборник орнаментов для вышивки, вышел в Аугсбурге в 1523 году. Он был рассчитан для домашнего использования. Наряду с популярными узорами для украшения одежды и белья, в нем были пустые страницы с напечатанной сеткой для собственных разработок.

Следующие аналогичные книги издавались почти каждый год, и в них все явственнее звучит язык Ренессанса. Пустые страницы первых изданий заполняются роскошными орнаментами.      

Рисунок из первой книги образцов, второе издание, около 1527-1529 гг.
Орнамент 1527 года
Орнамент 1526 года
Картинка из книги 1527 года

Все чаще немецкие орнаменты в сборниках XVI века “разбавляются” венецианскими мотивами, элементами уэльского шитья, высоко ценимыми мавританскими и другими орнаментами. Такое заимствование, кстати, не замалчивается, а, напротив, многократно упоминается. К слову, подобный “культурный обмен” был свойственен и для других стран, активно перенимающих содержание немецких изданий.     

Картинка из книги франкфуртского печатника 1533 года, в который вошли венецианские звезды и мотивы и уэльское белое шитье
Картинка из книги 1540 года

На протяжении столетия художники все более погружаются в богатый, язычески-фантастический мир диковинных животных и растений.   

Картинка из альбома 1554 года
Картинка из альбома 1597 года

Роскошь эпохи Возрождения

На рубеже XVI-XVII веков в сборниках, или альбомах орнаментов для вышивки все чаще находят отражение собственные решения немецких художников, свидетельствующие о богатейшей фантазии мастеров. Наряду с образцами с нарисованной сеткой в них входят орнаменты для вышивки ришелье и популярного в то время игольного кружева ретичелла, а также свободные узоры для шитья по шелку и золотого шитья.       

Некоторые сюжеты и узоры были особенно характерны для вкусов того времени: изобилие фруктов, цветов, излюбленные мифологические образы. Чаще всего, вышивка выполнялась красным, голубым, коричневым или зеленым шелком на тонком льняном полотне, с применением самых разных швов.   

Вышивкой украшалось столовое и постельное белье, подушки, носовые платки, предметы одежды: воротнички, фартуки, перчатки, головные уборы и т.д. В альбомах начала XVII века очень видна страсть к украшательству.    

Картинка из книги 1619 года
Картинка из книги 1626 года

Постепенно вышивка крестом отступает на второй план, впрочем как и кружевные узоры. Много орнаментов предназначается исключительно для строчевого шитья швами типа “назад иголку”, тамбурным и т.п.

Целое столетие, с 1523 по 1626 годы, почти ежегодно выходили новинки — альбомы вышивки. Но затем их печатание резко сократилось. Нищета и нужда военных лет ставили другие задачи.    

Вышивка периода барокко

Впоследствии краски, конечно, снова ворвались в обыденную немецкую жизнь. Об этом начинают свидетельствовать альбомы для вышивки периода барокко, в частности, издание Паулюса Фюрста 1660 года. Особенно здесь примечательны цветочные мотивы: тюльпаны, нарциссы, лилии, анемоны (выращивание этих растений было очень распространено в то время).      

Кстати, примечательно, что эти образцы для вышивки были созданы женщиной. Считается, что женщины стали принимать непосредственное участие в создании альбомов вышивки еще раньше, однако упоминание имени мастерицы встречается только в альбоме Паулюса Фюрста. И снова входят в моду узоры по сетке — в первую очередь, благодаря тому, что очень популярным становится узнаваемое немецкое яркое шитье крестом шерстяными нитками.   

Рисунок из альбома Фюрста 1660 года

В XVIII веке выходит уже несколько альбомов под авторством женщин-вышивальщиц.

В большинстве случаев в альбомах предусмотрительно указывалось применение того или иного орнамента — например, для украшения конкретных столовых принадлежностей или предметов одежды: косынок и шейных платков, черцов, фартуков, тапочек и т.д. Для мужской половины предлагалась вышивка на чехле для пистолета, пантронташе и чепраке (подстилке под конское седло).

Появляется много узоров для вышивки гладью, своеобразие которой особенно соответствовало роскошным орнаментам. Все шире в качестве украшения для платьев используется золотое шитье. Для пышных букетов и венков требовалась богатая многоцветная гладь, которая изображала рисунок на ткани мерцающим шелком.      

Рисунок из книги узоров 1720 года
Рисунок из книги 1722 года

Модные узоры галантного века

Пышное и помпезное искусство при дворе французского короля Людовика XIV (1643-1715 годы правления) не преминуло оказать влияние на немецкую вышивку, и далеко на только нее — на всех восточных соседей вплоть до России.

Новые немецкие альбомы вышивки демонстрируют засилье образцов для украшения платьев и предметов быта на французский манер. Возник даже особый вид дрезденского шитья, сходного с ришелье, который был известен как “дрезденское кружево”. Более столетия немецкая вышивка ориентировалась на вкусы французской моды.     

Рисунок для детского чепчика из альбома 1727 года

Однако, интересно, что под модной пеленой заимствований все также продолжали жить простые и скромные узоры. Орнаменты по сетке стали вновь очень востребованы с середины XVIII века, когда для украшения чулок, кошельков и рукодельных принадлежностей стала применяться техника бисерного шитья, становившаяся все более популярной и ценной.      

Вкусы рококо не проявились ярко в альбомах вышивки того времени. В высшем обществе вышивание вышло из моды. Расшитую одежду заменяют многоцветные, изящно сотканные дамасские ткани с рюшами и кружевами.   

Орнамент 1745 года

Книги с цветными орнаментами

По-прежнему актуальной оставалась домашняя вышивка и пользовались популярностью альбомы с образцами, однако наряду с ними появился новый вид книг по вышивке.

Так, в 1770 году выходит том “Искусство вышивки” огромного сборника французского автора Шарля Жермена де Сент Обена, в котором подробно говорится об этом рукоделии: используемых материалах и инструментах, видах шитья. На протяжении долгого времени эта книга оставалась образцом для изданий по рукоделию, выходивших с тех пор в Германии. Значительным нововведением в этих книгах было то, что многие схемы в них были цветными.

Прочно утвердился и такой вариант изданий, как учебники. В них подробно говорилось о том, как выполнять вышивку, раскраивать материал и т.д.        

Романтическая вышивка

На рубеже XVIII-XIX веков вышивальное искусство начинает ориентироваться на новые настроения в женском обществе, которое вновь открывает для себя природу и провозглашает модным идеалом античный классицизм.       

Схема для вышивки, Берлин, 1815 год

В образцах для вышивки того времени присутствуют и рога изобилия, и переплетенные ленты, и нежная цветочная вязь. Вместе с тем, среди тонкой вязи появляются простые листья и цветы: вьюнок, полевые цветы, колосья, виноградные листья.

Расположенность к природе особенно явно прослеживается, к примеру, в сборнике образцов “Ботанический альбом вышивки и рисования для дам” госпожи Тофефе (1805-1808 гг.), изображающем растения в их естественном виде, что называется, “без прикрас”. В издании рассказывается и об особенностях этих растений и их значении.  

Белое шитье

Что касается техник, в XIX веке большое распространение получает белое шитье (на муслине, тюле, батисте, органзе, льне). В подобных образцах недостатка не было в любом из руководств по рукоделию, выходивших в виде альманахов или карманных книжечек. Это были и россыпи маленьких цветочков, и ришелье, и шитье шнуром для вошедшей в моду в конце XVIII века тамбурной вышивки, которая выполнялась специальном крючком на круглых пяльцах…

Но несмотря на богатство идей и милые дырочки, обшитые множеством изящных швов, все оставалось скромным, как того после освободительных войн требовала простая мода на белые манжеты и воротнички.

Цветная вышивка

Яркая вышивка крестом переживала новый расцвет. В таких образцах, заполонивших рынок рукоделия, находили отклик и классицизм, и романтизм, и неоготика, и распространяющийся натурализм. И все это вышивали преимущественно шерстью.

Орнаменты становились все богаче и больше, так как использовались в вышивке целиком подушек, гобеленов, ковров.  

Образец для вышивки крестом. Издательство Виттиха, Берлин, около 1820 г.
Образец для вышивки крестом. Издательство Виттиха, Берлин, около 1820 г.

Впоследствии в вышивке происходит почти полное копирование старонемецкого ренессанса. Мастерицы ищут книги со старинными образцами вышивки или пытаются воссоздавать узоры сами. Все это способствует переизданию старых изданий — альбомов с образцами вышивки, не только немецкого, но и, например, итальянского происхождения. Вместе с тем, создается много эксклюзивных, индивидуальных орнаментов, “для личного пользования”.   

По материалам книги Ханны Кронбергер-Френцен “Немецкая вышивка: от истоков до Бидермайера” (перевод Ирины Барановской)

Фото: smilylana.blogspot.com

16 073
Понравилась статья? Жми на 85 Загрузка...

Одна мысль о “Немецкая вышивка: история, техники, мотивы

  1. Алена

    эта вышивка из Берлинской библиотеки широко представлена на сайте http://www.pinterest.ru, в основном эта вышивка делается шерстяными нитками
    многие узоры уже отреставрированы и отшиты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *